- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2018 11 (3)
- Авторы
- Медведев, А.А.
- Контактная информация
- Медведев, А.А.: Тюменский государственный университет Россия, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6
- Ключевые слова
- Dostoevsky; the elder Zosima; prototypes; Rozanov; Leontiev; “Pink Christianity”; “great time”; Christian tradition; Достоевский; старец Зосима; прототипы; Розанов; Леонтьев; «розовое христианство»; «большое время»; христианская традиция
- Аннотация
Статья посвящена анализу образа старца Зосимы как ключевого образа в творчестве Достоевского, который рассматривается в контексте «малого времени» (с точки зрения его современных прототипов и полемики К. Леонтьева и В. Розанова о «розовом христианстве») и «большого времени» (М.М. Бахтин) – с точки зрения древней христианской традиции. Мы выявляем прототипы Зосимы и новые интертекстуальные слои его образа – аллюзии и цитаты на оптинские жизнеописания (Макарий Оптинский, о. Палладий), паломническую литературу (инок Парфений), православную житийную традицию (преп. Сергий Радонежский), патристику (авва Исайя, Феодор Студит, Исаак Сирин и др.) и францисканские тексты. Соединяя эти образы в своем художественном сознании, Достоевский создал в Зосиме образ «чистого, идеального христианина», новый тип христианства, осуществляющий социальное служение в миру. Богатая историко-культурная генеалогия образа Зосимы, а также полемика Леонтьева и Розанова о нем показывают, что Достоевский выразил в Зосиме глубокое обновление православной традиции
- Страницы
- 385-395
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/70748
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).