- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2018 11 (3)
- Авторы
- Плеханова, И.И.
- Контактная информация
- Плеханова, И.И.: Иркутский государственный университет Россия, 664025, Иркутск, ул. Чкалова, 2
- Ключевые слова
- naive consciousness; primitivism; relativism; postmodernism; reflexive and volitional type of creativity; humanism; anthropology; simpleton; blessed; national poet; «be like children»; наивное сознание; примитивизм; релятивизм; постмодернизм; рефлексивный и волевой тип творчества; гуманизм; антропология; простак; блаженный; народный поэт; «будьте как дети»
- Аннотация
Задача высокой культуры нашего времени – разрешить конфликт между релятивистским образом мышления и жизнетворческими обязательствами искусства. Эстетика и идеология постмодернизма претендует на соответствие релятивистскому гнозису, философская критика указывает на её вторичность, умножение энтропии, отсутствие перспективы. Возвращение к безусловно-ценностной парадигме мышления, но с сохранением глубинной рефлексивности формы актуализировало неканоничную по форме, но традиционную по системе ценностей модель творчества – литературный примитивизм. Его духовная и эстетическая программа – восстановление после деконструкции цельного и ясного миропонимания, найденный образ – наивное сознание. Сравнительный метод анализа показал содержание литературной полемики – атака на наив и апология наива на рубеже XX-XXI вв. Ценностный релятивизм постмодернистского концептуализма эксплуатирует маску нерефлексирующего простодушия в стихах Д.А. Пригова, рассказах В. Сорокина. Простодушное волевое сознание защищает жизненно необходимые смыслы: вера, любовь, патриотизм, гуманизм, сострадание. Литература высокого наива являет детскую непосредственность, следуя заповеди «Будьте как дети» (стихи и проза Т. Кибирова, историософия В. Шарова), сочувствует «дурням» (проза В. Пьецуха, О. Зайончковского), изображает блаженных (стихи М. Степановой, драматургия В. Леванова и Л. Петрушевской), оживляет сказку (Л. Петрушевская, О. Зайончковский). Поэтика примитива – простота, ясность, эмоциональная заразительность, самобытная «безыскусность» формы – представлена в парафольклорных сюжетах, образах героев-простаков, сентиментальных нарративах. Тяготение к наиву стихийно, не может перерасти в направление, но выражает осознанную стратегию авторов. Наив заявил о себе в лирике и сатире, прозе, эссеистике и драматургии, что свидетельствует об осознанной полемике с идеями, антропологией и эстетикой релятивизма. Системность проявляется в том, что наив оппонирует постмодернизму практически по всем ключевым пунктам социологии, философии творчества и поэтики её выражения. Релятивизму противопоставлено онтологическое сознание – не в пафосных, но в органических формах, смех как способ познания, существования, критики и утверждения смыслов. Априродной антропологии оппонирует образ простака в разнообразии жизненных, поведенческих модификаций: блаженный, дурень, дитя, мудрый скептик, народный поэт. Наив является ресурсом, обоснованием и образом представления современного гуманизма
- Страницы
- 396-413
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/70749
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).