Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Возвращение субъекта в немецком метаромане 1960–1990 гг.

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2018 11 (7)
Авторы
Котелевская, В.В.
Контактная информация
Котелевская, В.В.: Южный федеральный университет Россия, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Ключевые слова
modernist literature; postmodern; post-structuralism; death of subject; death of author; German literature; metafiction; Thomas Bernhard; литература модернизма; постмодерн; постструктурализм; немецкая литература; метароман; смерть субъекта; смерть автора; Томас Бернхард
Аннотация

В статье рассматривается проект «смерти субъекта» на материале немецкоязычного метаромана 1960–1990 гг. Данный романный субжанр трактуется как наиболее адекватная литературная форма проблематизации модернистского субъекта. Героем метаромана чаще всего выступает художник или интеллектуал. Повествование вытесняется саморефлексией субъекта письма. Самосознание героя служит центром авторского внимания, поэтому метароман часто принимает форму саморефлексивного повествования – дневника, заметок, потока сознания. Анализируется творчество Томаса Бернхарда, объектом «пристального прочтения» является его роман «Корректура» (1975). На примере романа «Корректура» анализируются такие свойства метаромана, как амбивалентность «я» и Другого, проблематизация письма, трактовка искусства как жизни и жизни как искусства. Доказывается, что немецкоязычный метароман сохраняет свою связь с модернизмом и не утрачивает семантической «глубины», катарсиса, а также романтического представления о художнике как «гении».

Страницы
1083-1092
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/71762

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).