Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Социокультурные проблемы обучения энецкому языку

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2018 11 (7)
Авторы
Резникова, К.В.; Замараева, Ю.С.; Сергеева, Н.А.
Контактная информация
Резникова, К.В.: Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79; Замараева, Ю.С.: Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79; Сергеева, Н.А.: Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
Ключевые слова
indigenous peoples; northern territories; entsy; the Enets language; unwritten language; training; reindeer herding; коренные народы; северные территории; энцы; энецкий язык; бесписьменный язык; обучение; оленеводство
Аннотация

В современном мире под натиском глобализации отдельным этносам становится все сложнее сопротивляться растворению в большом обществе. Защите собственной культуры от гомогенизации и унификации способствуют поддержание и развитие родного языка, которые возможны лишь на базе качественного обучения. В настоящее время наблюдается не только сокращение количества энцев, но также и резкое сокращение людей, владеющих энецким языком. В образовательной сфере существует ряд проблем, связанных с обучением энецкому языку. Цель статьи – выявить проблемы в процессе обучения энецкому языку, существующие в социокультурной сфере, и предложить пути их преодоления. В качестве основных методов, использованных в настоящей работе, можно назвать полевое исследование, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ. В ходе проведенного исследования путем постепенного решения поставленных задач достигнута цель – выявлены социокультурные проблемы обучения энецкому языку и предложены пути их преодоления. Основные проблемы: сокращение числа энцев; сокращение числа говорящих на энецком языке; отсутствие энецкой письменности; фокусирование энецкого языка и энецкой культуры на домашнем олене в условиях практически полного исчезновения северного домашнего оленеводства среди энцев; декларация права использования энецкого как языка получения дошкольного и среднего образования, на практике эти права не реализуются. В качестве двух основных путей преодоления данных проблем могут быть названы разработка энецкой письменности и восстановление северного домашнего оленеводства

Страницы
1137-1150
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/71765

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).