Журнал СФУ. Гуманитарные науки / К проблеме изучения отражения идентичности в русском искусстве XVI–XVII вв.

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки: 2018 год, том 11, номер 7
Авторы
Парфентьева, Н.В.
Контактная информация
Парфентьева, Н.В.: Южно-Уральский государственный университет Россия, 454080, Челябинск, ул. Ленина, 76
Ключевые слова
cultural identity; Russian art; Russification of Byzantine cultura; Russian late Middle Ages; Ivan IV the Terrible; scientific methods and approaches; культурная идентичность; русское искусство; русификация византийского наследия; русское Позднее Средневековье; Иван Грозный; научные методы и подходы
Аннотация

В статье раскрываются пути изучения особенностей репрезентации в отечественном искусстве XVI–XVII вв. стержневых концептов русской культурной идентичности, рассматриваемой в ее непрерывном динамическом и диалектическом развитии на ключевых этапах формирования и трансформации. Актуальность исследования обусловлена тем, что среди значительного числа трудов по проблемам отечественного искусства Позднего Средневековья и начала Нового времени отсутствуют специальные научные работы, в которых указанная тема рассматривалась бы в качестве основной. Наиболее важно установить, что яв- ляется фундаментальным (архетипическим) основанием культурной идентичности, как она трансформировалась в переломные периоды истории. Автор предлагает методы и подходы для решения проблемы. Одним из значимых научных подходов в его реализации является комплексность исследования. Она состоит в осмыслении устойчивого национально-исторического ядра культурной идентичности и его воплощения в искусстве изучаемого периода на всех хронологических этапах. Фактор идентичности выделяется как решающее звено, синтезирующее действие различных детерминант развития искусства. Добавляют новизны в изучении темы авторские концепты отражения идентичности в искусстве и использование целого ряда авторских методов. Это позволяет автору выявить семантико-стилистические формулы воплощения идентичности в творчестве мастеров. Обосновывается применение интертекстуального метода выявления сущностных основ культурной идентичности, метода текстологического структурно-формульного анализа музыкально-гимнографических произведений средневекового искусства, элементно-структурного метода изучения орнаментики памятников книжно-рукописного искусства. Решение поставленной проблемы дополнит современные научные представления о культурной идентичности в искусстве и духовной культуре России.

Страницы
1127-1136
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/71766

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).