Журнал СФУ. Гуманитарные науки: От крестьянского «мира» к колхозу / как созревали предпосылки революционной катастрофы в русской деревне

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки: 2018 год, том 11, номер 7
Авторы
Лурье, С.В.
Контактная информация
Лурье, С.В.: Социологический институт ФНИСЦ РАН Россия, 198005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14
Ключевые слова
Russian peasant community; church parish; peasant riots; collectivization; русская крестьянская община; церковный приход; крестьянский бунт; коллективизация.
Аннотация

Русская крестьянская картина мира строилась на взаимодействии и противодействии двух внутренних альтернатив: «мирской» (общинной) и государственной. Община, возникнув на Руси в XIII–XIV вв., заняла центральное место во всех сферах жизни крестьянина, став и самоуправляющимся автономным «миром», и экономическим институтом, и религиозным единством — церковным приходом. Да и само государство воспринималось крестьянами как большая община. В эпоху крепостничества община, юридически лишенная всякой защиты, в понимании крестьян становится единственным источником легитимности. Она, опираясь на присутствующий в сознании крестьян образ должного государства, борется за самоуправление и «черный передел» как справедливое землеустройство, и крестьянские бунты в России не затихают. Помимо малоземелья, частично смягчаемого только колонистским движением в восточные регионы Российской империи, продолжающимся напряжением между «миром» и государством, причиной революционизации крестьянской общины к XX в. стало определенное иска- жение ее приходского начала с заметным ослаблением религиозности крестьян, без которой «мирская» альтернатива превращалась в самоцель. И на крестьян рубежа ХIХ и ХХ вв. сильнее подействовала пропаганда провокаторов-революционеров, призывавших к насильственно- му «черному переделу». После 1917 г., приняв «черный передел» от безбожного советского государства, община утратила свой идеальный смысл, а баланс между мирской и государственной альтернативами в крестьянской картине мира был нарушен. В результате община, приняв в 1920-е гг. советское государство как свое, а государственный атеизм как «государственную религию», оказывается неготовой противостоять коллективизации. Впервые за века крестьяне не ожидают от государства враждебных действий, и именно тогда получают от него удар в спину

Страницы
1093-1104
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/71769

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).