Журнал СФУ. Гуманитарные науки / О тенденциях современной художественной культуры Сибири (на материале музыкально-зрелищных проектов Тувы)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2018 11 (8)
Авторы
Карелина, Е.К.
Контактная информация
Карелина, Е.К.: Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки Россия, 630099, Новосибирск, ул. Советская, 31
Ключевые слова
Siberia; Tuva; modern culture; music-spectacular projects; ethnoballet; concert programs; syncresis of the second order; genre mix; Сибирь; Тува; современная культура; музыкально-зрелищные проекты; этнобалет; концертные программы; синкрезис второго порядка; жанровый микст
Аннотация

The article is devoted to the trends in the modern art culture of Siberia. The throat singing art of the Tuvans, one of the indigenous ethnic groups of Siberia, has been acknowledged at the international level. The latest events in the musical and cultural life of the Republic of Tuva have not become a research object for musicology yet, so the article addresses the phenomena of the last decade’s musical culture of the Republic of Tuva. It considers the genre problem of modern Tuvan art. The research methodology is based on the systematic approach, combined methods of musical and cultural analysis. The purpose of the article is to determine the genre specificity of musical and spectacular projects. The material was musical stagings или musical dramatizations, choreographic performances and concert programs of orchestral groups (Tuvan National Orchestra, the Brass Band and the Symphonic Orchestra). The author notes the interest for the underlying fundament of ethnic culture and puts forward the concept of “syncresis of the second order” in the analysis of ethnoballets, programs of “Sayany” National Ensemble of Song and Dance and Tuvan National Orchestra. Creative projects of the Brass Band are characterized by the manifestation of the so-called “crossover” phenomenon. A special genre mix (musical-visual art-poetry) was demonstrated by the “The Wind’s Song of the Age of Change…” project of the symphonic orchestra. As a result, the article presents the evaluation of different genre modifications in Tuvan musical art from the position of interaction between different types of cultures, searching for new meanings of addressing the ethno-archaic culture. In this context, modern creativity is a sort of a channel for transmitting axiological meanings of Siberian ethnic cultures into the global cultural space

Статья посвящена тенденциям в современной художественной культуре Сибири. Mировое признание получило музыкальное искусство горлового пения тувинцев, одного из коренных сибирских этносов. Новейшие события музыкально-культурной жизни в Туве еще не становились объектом музыкознания, поэтому статья обращена к явлениям музыкальной культуры Республики Тува последнего десятилетия. Рассматривается проблема жанровой природы в современном искусстве Тувы. Методология исследования опирается на системный подход в сочетании музыковедческих и культурологических методов анализа. Целью статьи стало определение жанровой специфики музыкально-зрелищных проектов. Материалом послужили музыкально-театральные и хореографические постановки, а также концертные программы оркестровых коллективов (тувинского национального, духового и симфонического оркестров). В процессе анализа этнобалетов, программ национального ансамбля песни и танца «Саяны» и тувинского национального оркестра отмечается тяготение к глубинным основам этнокультуры и выдвигается понятие «синкрезис второго порядка». Для творческих проектов духового оркестра характерно проявление феномена «кроссовера». Особый жанровый микст (музыкально-визуально-поэтический) воплотился в проекте симфонического оркестра «Песнь ветра века переменЪ…». В результате, различные варианты жанровых модификаций в музыкальном искусстве Тувы оцениваются с позиции сложного взаимодействия различных типов культур и поиска новых смыслов в обращении к этноархаике. Современное творчество в данном русле – своего рода канал трансляции ценностных смыслов сибирских этнокультур в мировое культурное пространство.

Страницы
1262-1273
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/71917

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).