Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Франц Йозеф Гайдн. Оратория «Семь изречений (слов) Спасителя на Кресте»

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2018 11 (9)
Авторы
Лозинская, В.П.
Контактная информация
Лозинская, В.П.: Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
Ключевые слова
oratorio; sonata; adagio; a’cappella; lament; dissonance; unison; introduction; intermezzo; оратория; соната; adagio; a’cappella; lamento; диссонанс; унисон; интродукция; интермеццо
Аннотация

Вторая половина XVIII века – важнейшая эпоха в истории музыкального искусства. Расцвет народно-бытовой, профессионально-композиторской, концертной и оперной музыкальной культуры стал почвой для появления венской классической школы. Ее формирование связано с творчеством К.В. Глюка, Ф.Й. Гайдна, В.А. Моцарта, молодого Л. ван Бетховена, мангеймских мастеров, музыкантов старшего поколения. Композиторы, опираясь на достижения своих предшественников, современников в области музыкального искусства, поднялись к новым высотам и создали сочинения неувядаемой красоты и совершенства. В эпоху классицизма и галантного стиля искусство выражало и морализующие тенденции: обращалось к человеческому сердцу, воспитывало в людях душевное благородство и обличало зло. Композиторы, переосмыслив «изнутри» жанры церковной музыки, наполняли свои произведения яркими музыкальными образами. Франц Йозеф Гайдн – великий представитель венской классической школы. В его музыке неразрывно сочетаются живость эмоций и полнейшая ясность, а также отмеченные современниками содержательность и взволнованность. Велика заслуга мастера в развитии жанра оратории, в котором он объединил элементы генделевских ораторий, оперы, зингшпиля, церковной музыки и симфонии, достигнув при этом простоты и доступности восприятия. Ценность его произведений заключается в разработке музыкальной темы, обнаружении в ней контрастных возможностей и создании на их основе многогранной цепи преобразований. В данной статье рассмотрена оратория «Семь изречений (слов) Спасителя на Кресте» – глубокое по содержанию сочинение, в котором раскрываются темы добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства. Актуальность произведения в том, что образ Иисуса Христа – Человеколюбца и Страстотерпца – мастерски воплощен в музыке Ф.Й. Гайдна

Страницы
1425-1439
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/72273

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).