Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Культурные, коммуникативные факторы и релевантность как основа принятия решений при переводе

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2018 11 (9)
Авторы
Петрова, О.В.
Контактная информация
Петрова, О.В.: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова Россия, 603155, Нижний Новгород, ул. Минина, 31а
Ключевые слова
relevance; context; cultural awareness; choice; decision; translator’s professional mentality; релевантность; контекст; осознание культурных различий; выбор; решение; переводческое мышление
Аннотация

Цель и задачи статьи: выявить роль осознания переводчиком культурных различий носителей исходного и переводящего языков, понимание им всех параметров коммуникативной ситуации создания текстов на ИЯ и ПЯ и способности оценить степень релевантности информации в принятии переводческих решений. Анализ возможных переводческих решений основан на понимании перевода как творческого процесса межъязыкового и межкультурного посредничества, требующего от переводчика способности оценивать такие неформализуемые параметры коммуникации, как фоновые знания, интенция говорящего, релевантность информации. Главное отличие переводчика-человека от переводящей машины и главное преимущество первых перед вторыми заключается в способности человека принимать непрограммируемые решения. В отличие от машины человек может оценивать релевантность информации, соотносить слова с контекстом, а не только с предметной областью, выявлять импликации и аллюзии, распознавать в тексте места, способные привести к межкультурному диссонансу. Успешность принятия контекстуально и культурно обусловленных решений зависит от наличия у переводчика профессионального переводческого мышления, развитие которого должно стать основной задачей при подготовке профессиональных переводчиков

Страницы
1453-1466
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/72275

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).