- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2018 11 (9)
- Авторы
- Ситникова, А.А.; Жуковский, В.И.
- Контактная информация
- Ситникова, А.А.: Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79; Жуковский, В.И.: Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
- Ключевые слова
- concept; state; ancient Russia; Ivan the Terrible; art; representation; the Intercession Cathedral on the moat; концепт; государство; Древняя Русь; Иоанн Грозный; искусство; репрезентация; собор Покрова на Рву
- Аннотация
В статье представлен результат философско-искусствоведческого анализа некоторых элементов московского собора Покрова на Рву (1555–1561 годы), известного также как храм Василия Блаженного. Данный анализ является частью более обширного исследования, связанного с концептом «государство». По мнению авторов, концепт «государство» в современной российской культуре имеет истоки в древнерусской истории XVI века времен первого русского царя Иоанна IV Грозного. Для понимания основы современного российского концепта «государство» авторы предлагают обратиться к анализу репрезентантов древнерусского искусства XVI века, идейное содержание которых, так или иначе, раскрывает данный концепт. В качестве такого репрезентанта был выбран московский собор Покрова на Рву. Основной метод исследования – философско-искусствоведческий анализ, разработанный и апробированный Владимиром Жуковским в ряде теоретических и исторических исследований искусства. Главный вывод исследования связан с выявлением некоторых аспектов древнерусского концепта «государство», в том числе: Русское государство – это царство, управляемое единовластным царем; государство возникает при взаимном соблюдении определенных условий царем и народом; государство способно существовать тогда, когда царь в государственных делах руководствуется божественным (православным) законом, выступая в роли единственного земного со-правителя Бога; государство возникает тогда, когда народ единодушно желает соборного единения: готов полностью подчиняться решениям царя; молить Бога о том, чтобы ему было даровано соборное единство; готов принести собственную жизнь в жертву во благо государства; государство – принципиально иерархичное социоцентрическое единство, в котором не может быть равноправия между царями – приближенными царя и подданными; царь не только обладает человеческой природой, но и отмечен знаком богоизбранности; соборное единство всех людей в деле создания государственного целого является божественным даром для Руси; в древнерусской культуре человек не может не желать стать частью государственного целого, так как государство понимается как единственный путь достижения для русского человека отношений с Богом, надежда на обретение Царствия Небесного
- Страницы
- 1513-1528
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/72279
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).