Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Оппозиция мужских персонажей романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»: красота или свобода

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2013 6 (4)
Авторы
Брюханова, Ю.М.
Контактная информация
Брюханова, Ю.М.: Иркутский государственный университет, Россия 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1; e-mail:
Ключевые слова
Russian literature; Boris Pasternak; novel “Doctor Zhivago”; concept of “beauty”; русская литература; Борис Пастернак; роман “Доктор Живаго”; концепт красоты
Аннотация

Красота в эстетической концепции Пастернака связана прежде всего с образами природы, женскими образами, с творческим аспектом. Все эти образы у Пастернака сближаются на основе восприятия витальности, жизненной энергии – точками отсчета всех систем художественно-философского мира поэта. Однако мы считаем важным рассмотреть, как преломляется тема красоты в системе мужских художественных образов, поскольку данный анализ позволит воссоздать целостное представление о философско-поэтической категории красоты, проявляющейся в образно-художественном контексте произведений Б. Пастернака. Категория красоты в понимании Пастернака лишена однозначности, она постигается путем сопоставления антиномичных свойств и качеств. Внутренние антиномии проявляются в формальной структуре произведений, в частности в романе «Доктор Живаго». Здесь имманентные характеристики понятия красоты находят эксплицитное выражение в системе мужских персонажей романа и, тем самым, становятся одним из критериев оппозиции «совершаемой» и «совершённой» красоты: Юрий Живаго, Евграф – Комаровский, Антипов Стрельников. Исходя из понятия красоты в творчестве Б. Пастернака, мы пришли к выводу, что источником красоты является жизнь, но не всегда красота может стать сама источником жизни – и в этом заключается принципиальное отличие представлений Пастернака о прекрасном. Степень проявленности жизненной силы в мире рождает оппозицию «совершённой» и «совершаемой» красоты. «Совершённая» красота – воплощенная в форме энергия жизни, прекратившая свое творческое развитие, в то время как красота «совершаемая» – это энергия жизни, инициирующая творческий потенциал.

Страницы
508-513
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/9714

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).