Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Функциональные структуры коммуникативного сознания в детском возрасте: обработка социопрагматической, речевой и языковой информации при продуцировании устного высказывания

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2013 6 (10)
Авторы
Маланчук, И.Г.
Контактная информация
Маланчук, И.Г.:Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Россия 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89
Ключевые слова
oral statement producing; infancy; statement structure; speech form (speech genre); speech form image; speech intentionality; speech pragmatic semantics; language; communicative consciousness; functional structures; multidisciplinary research; производство устного высказывания; детский возраст; структура высказывания; форма речи (речевой жанр); образ формы речи; интенциональность речи; прагмасемантика речи; язык; коммуникативное сознание; функциональные структуры; мультидисциплинарное исследование
Аннотация

Традиционной проблемой психологии, лингвистики, психолингвистики является процесс производства высказывания. Обсуждения этой проблемы ведутся, как правило, с точки зрения обработки человеком – потенциальным говорящим – языковой информации; влияния прагматических условий на вербальное оформление высказывания; голосовой репрезентации психологических, психофизических, социальных характеристик говорящего; акцентируется психофизиологический аспект процесса говорения. Однако до сих пор в науке не выработано четкого представления о дифференциации систем речи и языка, возможностях их взаимной интеграции – основополагающем знании в отношении процесса порождения высказывания. Существенный вклад в разработку проблемы сделан во второй половине XX века в рамках лингвистической прагматики, теориях речевых актов и речевых жанров, а также отдельными нейроисследованиями. В статье представлена и эмпирически подтверждена авторская концепция дифференциации речи и языка, описано психологическое содержание формы речи как коммуникативного средства, являющегося интегратором коммуникативно значимой информации: интенциональных комплексов и целей говорящего, социальных условий реализации речи, структуры социального представления, включающей образы автора и адресата, эмоциональность коммуникантов. Обсуждаются результаты мультидисциплинарного исследования детской речи, проведенного на основе анализа 7268 речевых единиц по 37 заданным параметрам анализа, в результате которого, в частности, в структуре коммуникативного сознания, выделены функциональные блоки, обеспечивающие обработку социопрагматической, речевой, языковой информации при продуцировании устного высказывания уже на раннем этапе онтогенеза. Выработанные представления значимы для уточнения понятия «речь» и процесса речепроизводства, организации генетических и нейрофизиологических исследований речи и языка, организации речевых практик формирования и развития коммуникативной культуры общества, для практики развития детей, имеющих нарушения в психическом и психосоциальном развитии, в процессе обучения иностранным языкам вне социокультурных условий естественной языковой среды

Страницы
1492-1506
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/10036

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).