- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2018 11 (12)
- Авторы
- Laptevа, Alla V.; Ефимов, В.С.; Лаптева, А.В.
- Контактная информация
- Laptevа, Alla V.: Siberian Federal University 79 Svobodny, Krasnoyarsk, 660041, Russia; ; Ефимов, В.С.: Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79; Лаптева, А.В.: Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
- Ключевые слова
- universities; higher education reforms; digital revolution; digital technology; development priorities; investment in development; университеты; реформы высшей школы; цифровая революция; цифровые технологии; приоритеты развития; инвестиции в развитие
- Аннотация
Разворачивающаяся цифровая революция меняет окружающую университеты действительность и изменяет сами университеты. Цель исследования, представленного в статье, – осветить ряд аспектов «цифровизации» университетов на основе экспертного знания. В качестве метода исследования использован масштабный опрос экспертов (1481 эксперт из 65 университетов России). Задача опроса – выявить, какое место занимает «цифровизация» среди других масштабных изменений; какое место занимает «цифровой вызов» среди других, актуальных для современного университета, вызовов; как данный вызов должен повлиять на приоритеты управления развитием университета; в какой мере реальные приоритеты управления российскими университетами отражают значимость «цифрового вызова». Опрос показывает, что экспертное сообщество считает «тотальную цифровизацию» ведущим трендом изменений экономики и общества. Главным вызовом для высшей школы в период до 2035 г. будет «цифровизация» – необходимость масштабного использования цифровых технологий в образовании и в управлении университетом. При этом эксперты полагают, что «критические ситуации» для высшей школы в будущем могут возникнуть в результате возможной «деградации школьного образования» и развития страны по «сырьевому» сценарию. Ускоренное технологическое развитие экономики и общества на основе цифровых технологий не станет значимым источником возможных критических ситуаций для высшей школы в будущем. В системе приоритетов развития инвестиции в цифровую инфраструктуру должны занимать значимое место, причем можно ожидать «быстрые эффекты» этих инвестиций. Однако среди фактических приоритетов развития университетов на первых позициях, по мнению экспертов, находятся «PR и продвижение университета» и «сотрудничество с Минобрнауки и федеральными агентствами»; инвестиции в цифровую инфраструктуру занимают третью позицию. Можно говорить об определенной «деформации» в управлении развитием университетов – главным трендом изменений, и вызовом для университетов является «цифровизация», которая в практике управления занимает среди приоритетов лишь третье место. Еще более низок фактический приоритет следующих направлений инвестиций в мотивацию преподавателей и студентов («инвестиции в активность»), международное сотрудничество, сотрудничество с бизнесом, развитие образовательных технологий, привлечение «новых студентов», привлечение «новых кадров», развертывание поисковых исследований, поддержку научных школ
- Страницы
- 1925-1946
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/109227
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).