Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Индивидуальные стили реферирования: подходы к описанию и диагностике

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (6)
Авторы
Тарева, Е. Г.; Тарев, Б. В.
Контактная информация
Тарева, Е. Г.: Московский городской педагогический университет Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4–1; Тарев, Б. В.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
Ключевые слова
summary; summary writing; styles of summarizing; ability to summarize texts; lingvocognitive styles of writing; scanning style of summarizing; fragmenting style of summarizing; реферат; реферирование; стиль реферирования; языковая личность; способность к реферированию текстов; лингвокогнитивные стили; сканирующий стиль реферирования; фрагментирующий стиль реферирования
Аннотация

Статья посвящена проблеме исследования индивидуальных стилей реферативной деятельности человека с целью их описания, а также обоснования методов их выявления (диагностики). Цель статьи — определить научный статус, а также обосновать прагматическую функцию индивидуальных стилей реферирования для повышения качества подготовки студентов к данному виду письменной деятельности в условиях обучения иностранному языку. Основная установка авторов — доказать, что индивидуальный стиль реферирования обусловлен социокультурными и личностными факторами, влияющими на способность воспринимать и перерабатывать исходный текст и порождать вторичный текст — реферат. В качестве методологического основания авторы опираются на личностно-деятельностный и межкультурный подходы к обучению. Решение исследовательских задач обеспечивалось благодаря применению комплекса взаимосвязанных методов: теоретических (анализ литературы, обобщение имеющегося отечественного и зарубежного опыта), общенаучных (классификация, дифференциация, сравнение, сопоставление, обобщение), а также эмпирических (экспериментальная работа, контент-анализ продуктов деятельности — рефератов, статистическая обработка данных). Материалом для исследования служат рефераты как продукты естественной письменной речи русскоязычных и англоязычных студентов экономического вуза. В результате выявлены и охарактеризованы лингвокогнитивные стили реферирования носителей английского и русского языков, отражающие национально и личностно обусловленные способы аналитико-синтетической переработки информации. Экспериментально и статистически достоверно доказан факт проявления русскоязычными студентами дифференцирующего, сканирующего стиля реферирования, англоязычными — интегрирующего, фрагментирующего стиля реферирования. Систематизация итогов контент-анализа рефератов продемонстрировала использование студентами личностного опыта в восприятии, переработке исходного текста и в создании текста реферата. Полученные результаты способствуют оптимизации процесса подготовки студентов к письменной реферативной деятельности, осуществляемой в условиях межкультурной коммуникации, с учетом проявления индивидуального стиля реферирования

Страницы
1028–1037
DOI
10.17516/1997–1370–0441
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/111642

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).