Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Языковая политика в сфере университетского образования Хакасии и Тувы

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019 12 (10)
Авторы
Боргоякова, Т. Г.; Гусейнова, А. В.
Контактная информация
Боргоякова, Т. Г.: Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова Россия, 655017, Абакан, ул. Ленина 90; Гусейнова, А. В.: Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова Россия, 655017, Абакан, ул. Ленина 90
Ключевые слова
language planning; language policy; language education; Tyva; Khakassia; языковое планирование; языковая политика; языковое образование; Тыва; Хакасия
Аннотация

В статье рассматриваются особенности макро- и микроязыковой политики в языковом образовании южносибирских республик Тыва и Хакасия, которое включает русский, иностранные, а также языки коренных народов — тувинский и хакасский, имеющие статус республиканских государственных языков. Сравнительное изучение неязыковых образовательных программ различного уровня в Хакасском государственном университете и Тувинском государственном университете позволило оценить лингвистический «вес» учебных программ бакалавриата и выявить более очевидную лингвистическую направленность в Тувинском государственном университете. Безусловным лидером среди иностранных языков, изучаемых в двух университетах, является английский, на втором месте — немецкий. Социолингвистические опросы студентов разной этнической принадлежности позволили установить уровни самооценки их языковой компетенции на иностранных и родных языках. Почти треть респондентов оценивают качество владения иностранными языками как неудовлетворительное, что связано со слабой школьной языковой подготовкой и минимальными перспективами учебы и трудоустройства за рубежом. Самооценка уровня владения этническими языками существенно выше — только 18 % хакасских респондентов не владеют родным языком. Однако тувинский и хакасский языки, включенные в Атлас исчезающих языков ЮНЕСКО, практически не представлены в программах университетского нелингвистического образования. Введение обязательного ЕГЭ по русскому и иностранным языкам оказывает негативное влияние на позиции республиканских государственных языков, что усиливает роль языкового планирования и его субъектов на микроуровне

Страницы
1796–1818
DOI
10.17516/1997–1370–0489
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/126879

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).