- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019 12 (10)
- Авторы
- Иссерс, О. С.
- Контактная информация
- Иссерс, О. С.: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Россия, 644077, Омск, пр. Мира, 55а
- Ключевые слова
- sociolinguistic experiment; language norm; speech culture; speech ideal; values; социолингвистический эксперимент; языковая норма; речевая культура, речевой идеал; ценности
- Аннотация
В статье обсуждаются результаты пилотного социолингвистического эксперимента, целью которого стало изучение представлений о речевой культуре учащихся старших классов. Задачи исследования — выявить методом анкетирования представления информантов о речевом идеале и носителях «образцовой речи», мнения об уровне речевой культуры современной молодежи, а также о достоинствах и недостатках современной русской речи. Вопросы анкеты включали оценку старшеклассниками языковых новаций, в том числе выходящих за границы норм литературного языка. В целях изучения указанных аспектов было проведено анкетирование старшеклассников Омска и Омской области. Установлено, что для информантов в качестве носителей образцовой речи выступают медийные персоны, среди которых приоритетное положение занимают телеведущие, писатели, деятели культуры. 14 % анкетируемых затруднились в «персонификации» своего речевого идеала применительно к современной речи. Результаты эксперимента показали значимость для молодежи таких характеристик речевой культуры, как соблюдение норм литературного языка, эффективность и этическая составляющая речи. В то же время эксперимент выявил стереотипы о «засорении языка иностранными словами», активно транслируемые в российских медиа. Автор считает значимой для лингводидактической практики задачу формирования у старшеклассников научного подхода к осмыслению языкового развития
- Страницы
- 1854–1867
- DOI
- 10.17516/1997–1370–0493
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/126882
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).