Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Представления о речевой культуре через призму молодежного сознания (по данным регионального социолингвистического эксперимента)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019 12 (10)
Авторы
Иссерс, О. С.
Контактная информация
Иссерс, О. С.: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Россия, 644077, Омск, пр. Мира, 55а
Ключевые слова
sociolinguistic experiment; language norm; speech culture; speech ideal; values; социолингвистический эксперимент; языковая норма; речевая культура, речевой идеал; ценности
Аннотация

В статье обсуждаются результаты пилотного социолингвистического эксперимента, целью которого стало изучение представлений о речевой культуре учащихся старших классов. Задачи исследования — выявить методом анкетирования представления информантов о речевом идеале и носителях «образцовой речи», мнения об уровне речевой культуры современной молодежи, а также о достоинствах и недостатках современной русской речи. Вопросы анкеты включали оценку старшеклассниками языковых новаций, в том числе выходящих за границы норм литературного языка. В целях изучения указанных аспектов было проведено анкетирование старшеклассников Омска и Омской области. Установлено, что для информантов в качестве носителей образцовой речи выступают медийные персоны, среди которых приоритетное положение занимают телеведущие, писатели, деятели культуры. 14 % анкетируемых затруднились в «персонификации» своего речевого идеала применительно к современной речи. Результаты эксперимента показали значимость для молодежи таких характеристик речевой культуры, как соблюдение норм литературного языка, эффективность и этическая составляющая речи. В то же время эксперимент выявил стереотипы о «засорении языка иностранными словами», активно транслируемые в российских медиа. Автор считает значимой для лингводидактической практики задачу формирования у старшеклассников научного подхода к осмыслению языкового развития

Страницы
1854–1867
DOI
10.17516/1997–1370–0493
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/126882

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).