- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (6)
- Авторы
- Laptevа, Alla V.; Ефимов, В.C.; Лаптева, А.В.
- Контактная информация
- Laptevа, Alla V.: Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation; ; ORCID: 0000-0002-0252-8680; Ефимов, В.C.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Лаптева, А.В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
- Ключевые слова
- universities; leadership; leadership factors; success stories; universities and the state; университеты; лидерство; факторы лидерства; истории успеха; университеты и государство
- Аннотация
Предметом исследования является феномен лидерства университетов, условия и факторы, способствующие его достижению. В качестве материала использованы «истории успеха» ведущих университетов различных стран: Гарвардского и Стэнфордского университетов (США), Массачусетского технологического института (США), Шанхайского университета Цзяо-Тун (Китай), Индийского института технологий Бомбея (Индия), Пхоханского университета науки и технологий (Корея), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Россия). Показано, что университеты становились лидерами, если им удавалось «поймать волну» важных для общества изменений и, с одной стороны, поддерживать развертывание этих процессов, с другой – использовать их энергетику и возникающие возможности. Также можно выделить ключевых партнеров, которые поддерживали становление университета-лидера – профессиональные сообщества, государство и правительственные агентства, крупные компании. Обсуждается воздействие ведущих университетов на развитие регионов и стран, к которым они принадлежат: они формируют элиты; создают образованное общество, выращивают профессионалов; производят и распространяют новые знания, технологические, организационные, институциональные решения; непосредственно развивают экономику через создание новых предприятий и рабочих мест. Университеты- лидеры инициируют сотрудничество в региональном и глобальном масштабе; решение стоящих перед человечеством проблем; задают новые смыслы и цели – энергетику движения в будущее. В истории университетов прослеживаются различные варианты их взаимоотношений с государством: партнерство университетов и государственной власти либо доминирование государства над университетами. Возможно также сочетание реализации стратегических интересов государства с широкой свободой и высокой активностью университетов, моделирующих «на себе» перспективные практики будущего. Особенность ситуации России состоит в фактическом отсутствии «университетов-сообществ», обладающих высоким уровнем академической автономии, имеющих собственное видение перспектив экономики, технологий, науки, образования и формулирующих свои стратегии
- Страницы
- 860–875
- DOI
- 10.17516/1997-1370-0500
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/131305
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).