Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Развитие искусств в контексте ктиторской и меценатской деятельности Строгановых в XVI–XVII вв.

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (6)
Авторы
Парфентьева, Н.В.; Парфентьев, Н.П.
Контактная информация
Парфентьева, Н.В.: Южно-Уральский государственный университет Российская Федерация, Челябинск; Парфентьев, Н.П.: Южно-Уральский государственный университет Российская Федерация, Челябинск
Ключевые слова
Russian culture and art of the 16th–17th centuries; clan of the Stroganovs; ktitor; patronage activities; outstanding works of art and architecture; late Russian Middle Ages; Русская культура XVI-XVII вв.; род Строгановых; ктиторская и меценатская деятельность; выдающиеся произведения искусства и архитектуры
Аннотация

Род Строгановых, известных в XVI–XVII вв. промышленников и землевладельцев-вотчинников, оставил глубочайший след в истории развития не только экономики, но и культуры России. При наличии обширной научной литературы, освещающей различные стороны жизни и деятельности этого рода, их ктиторская и меценатская деятельность того времени специально не изучалась. Рассматривались лишь отдельные аспекты ее проявления в контексте научных поисков в области искусствознания. Ктиторская деятельность вотчинников проявлялась прежде всего в строительстве на средства Строгановых многочисленных приходских церквей в ходе освоения обширных урало-поморских земель. Огромное духовно-культурное значение эта деятельность приобретает с возведением ими великолепных соборов (Сольвычегодск, Нижний Новгород и др.), в особенности домового сольвычегодского Благовещенского собора (1560–1584), в котором было устроено даже ктиторское место. Заботы об обеспечении храмов всем необходимым привели к основанию Строгановыми деятельности иконописной и книгописной мастерских, производству лицевого шитья и художественного серебра, поддержке творчества мастеров «усольского мастеропения». С некоторой долей условности для той эпохи можно назвать Строгановых не только ктиторами, но и меценатами, покровителями искусств. Тема покровительства отдельными личностями развития искусства и культуры в те или иные исторические периоды достаточно часто встречается в мировой науке, но, как правило, на примере Нового времени. О средневековом меценатстве (главным образом европейских правителей) известны немногочисленные труды. Поэтому публикуемый труд освещает редкую для Руси проблему меценатства в эпоху Позднего Средневековья и дополняет разработку данной проблематики на мировом уровне. Таким образом, цель статьи – представить в обобщенном виде феномен расцвета искусств в строгановских владениях именно в контексте становления и развития ктиторской и меценатской деятельности знаменитых предпринимателей. Эта многогранная деятельность осмысливается как основа для развития искусств в исследуемую эпоху. На основе имеющихся научных данных, в том числе принадлежащих авторам, и с привлечением новых материалов представлен также обобщающий анализ произведений строгановского искусства. Одним из значимых научных подходов является комплексность и междисциплинарность исследования. Результаты решения поставленной проблемы дополняют современные научные представления о путях развития искусства и духовной культуры России

Страницы
924–944
DOI
10.17516/1997-1370-0616
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135369

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).