Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Развитие жанра реквиема как отражение философско-социальных представлений о смерти

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (6)
Авторы
Сейберт, А.Ю.
Контактная информация
Сейберт, А.Ю.: Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
Requiem; church genre; religious music; philosophy; death; реквием; духовный жанр; культовая музыка; философия; смерть
Аннотация

В статье рассматриваются жанр реквиема и его эволюция в контексте философского мировоззрения в различные исторические периоды развития человечества. За основу взята периодизация, предложенная В.В. Минеевым, которая отражает разное отношение к смерти в процессе эволюции философской и научной мысли. Взгляды общественного сознания относительно вопросов смерти находят отклик не только в философских рассуждениях, научных трудах, но и в произведениях искусств. В сфере музыки особенно ярко это проявляется в жанре реквиема, способном остро реагировать на социальные изменения. Автором прослеживается трансформация представлений о смерти от суеверий мистико- фантастического характера до медицинского обоснования появления смерти, ее лечения и профилактики. Реквием зародился в стенах католического храма как культовый жанр, способный вселять в прихожан религиозный страх. С течением времени он освобождается от предрассудков и постепенно аккумулирует в себе не только память об одном человеке, но и память обо всем человечестве. Последнее проявляется в отходе от латинского текста, изображения картин Страшного суда, а также в привлечении светских текстов в духовный жанр

Страницы
945–950
DOI
10.17516/1997-1370-0617
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135370

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).