- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (6)
- Авторы
- Замараева, Ю.С.; Резникова, К.В.; Середкина, Н.Н.
- Контактная информация
- Замараева, Ю.С.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Резникова, К.В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Середкина, Н.Н.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
- Ключевые слова
- A. Mucha; “Madonna of the Lilies”; poster for “The Lottery of the Union of Southwest Moravia”; poster for “The Slav Epic Exhibition”; image of homeland in art works; theme of divine patronage; А. Муха; «Мадонна в лилиях»; «Плакат лотереи Союза Юго- Западной Моравии»; «Славянский эпос»; образ Родины в произведениях искусства; тема божественного покровительства
- Аннотация
Понимание специфики творчества, особенности художественного метода ни одного художника не может быть достигнуто без содержательного анализа его произведений. Цель данного исследования – проанализировать произведения чешского художника А. Мухи «Мадонна в лилиях», «Плакат лотереи Союза Юго- Западной Моравии» и «Славянский эпос», выявить программное содержание как каждой из этих работ, так и общую для них художественную идею. Анализ произведений А. Мухи осуществлялся по методике, предложенной и обоснованной для применения в области теории и истории культуры российским ученым В. И. Жуковским. Данная методика определила логику анализа выбранных произведений. Были применены такие методы, как наблюдение, формализация, анализ, синтез, аналогия, экстраполяция и интерпретация. Результат методического анализа трех выбранных произведений А. Мухи свидетельствует о программности творчества художника, о единой смысловой закономерности его произведений. Ключевой темой, объединяющей все три проанализированных произведения, определена тема божественного покровительства Родине (родной земле, народу). Однако авторы обращают внимание на ряд аспектов визуализации данной темы в каждом из произведений. Если в работе «Мадонна в лилиях» выражена идея покровительства в самом своем исходном моменте, моменте веры в покровительство, идущее свыше, то в плакате лотереи божественное покровительство ставится под сомнение. Тем не менее анализ работы «Плакат лотереи Союза Юго-Западной Моравии» позволил выявить ряд художественных знаков, указывающих на возможность возрождения веры в покровительство. На основе интерпретации данных знаков были сформулированы такие условия возрождения веры, как отсутствие боязни «смотреть и видеть, бороться». Подтверждение идеи возрождения выражено в третьем анализируемом произведении художника – «Славянский эпос». Методический анализ позволил охарактеризовать данное произведение как констатацию свершившегося ожидания, расцвета и рассвета одновременно. В качестве программного условия, выраженного посредством художественных знаков произведения, выступают понятия «смерть», «иссушение», «окаменелость», которые определены как временные явления. Полученные результаты методического анализа трех произведений А. Мухи существенно дополняют имеющиеся сведения о содержательной стороне творчества художника
- Страницы
- 1007–1019
- DOI
- 10.17516/1997-1370-0624
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135377
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).