Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Исполнительные функции и осознанная саморегуляция как предикторы успешности обучения русскому языку в средней школе

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (9)
Авторы
Моросанова, В. И.; Бондаренко, И. Н.; Фомина, Т. Г.; Величковский, Б. Б.
Контактная информация
Моросанова, В. И.: Психологический институт Российской академии образования Российская Федерация, Москва; Бондаренко, И. Н.: Психологический институт Российской академии образования Российская Федерация, Москва; Фомина, Т. Г.: Психологический институт Российской академии образования Российская Федерация, Москва; Величковский, Б. Б.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация, Москва Московский государственный лингвистический университет Российская Федерация, Москва
Ключевые слова
conscious self-regulation; executive functions; intelligence; language competences; native language; осознанная саморегуляция; исполнительные функции; интеллект; языковые компетенции; русский язык
Аннотация

Овладение родным языком в школе имеет определяющее значение как для академической, так и для жизненной успешности. Этот процесс зависит от многих факторов, включая саморегуляцию как способность сознательно ставить цели и управлять их достижением. В исследовании мы оцениваем влияние осознанной саморегуляции, исполнительных функций (торможение, переключение, обновление рабочей памяти, мониторинг и контроль ошибок) и интеллекта на языковые компетенции и годовую оценку по русскому языку в группе учеников российской средней школы. С помощью моделирования структурными уравнениями мы обнаружили, что обе категории регуляторных предикторов, т. е. осознанная саморегуляция и исполнительные функции, связаны с успеваемостью по родному языку. Оба предиктора вносят опосредствующий вклад в годовую оценку по русскому языку. В случае саморегуляции опосредующей переменной выступает флюидный интеллект. Исполнительные функции влияют на годовую оценку через языковые компетенции, от которых она, в свою очередь, значимо и непосредственно зависит. Исполнительные функции также оказывают влияние на саморегуляцию, подтверждая статус ее нейрокогнитивных оснований. Из компонетнов осознанной саморегуляции наибольшее влияние на академическую успеваемость по родному языку оказывают Планирование целей, Моделирование значимых для достижения целей условий, Оценка результатов и регуляторные личностные качества Гибкости и Инициативы. Выявлен эффект «чрезмерной гибкости», то есть увеличения числа ошибок при высоких значениях исполнительной функции Переключения внимания. Результаты обсуждены в контексте полученных ранее данных, а также обозначены направления дальнейших исследований. Полученные результаты могут быть использованы для повышения успеваемости по родному языку; они также подчеркивают значимость развития осознанной саморегуляции у школьников

Страницы
1342–1354
DOI
10.17516/1997-1370-0824
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/144201

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).