Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Продвижение социальных ценностей в молодежной среде как педагогическая идеология (на примере России и Казахстана)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (9)
Авторы
Сырымбетова, Л. С.; Смолянинова, О. Г.; Муратова, Л. М.; Жилбаев, Ж. О.; Кульшарипова, З. К.
Контактная информация
Сырымбетова, Л. С.: Павлодарский педагогический университет Республика Казахстан, Павлодар; Муратова, Л. М.: Карагандинский университет им. академика Е. А. Букетова Республика Казахстан, Караганда; Смолянинова, О. Г.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Жилбаев, Ж. О.: Павлодарский педагогический университет Республика Казахстан, Павлодар; Кульшарипова, З. К.: Павлодарский педагогический университет Республика Казахстан, Павлодар
Ключевые слова
spiritual revival; student youth; university environment; social and pedagogical values; promotion of values; pedagogical ideology; духовное возрождение; студенческая молодежь; университетская среда; социальные и педагогические ценности; продвижение ценностей; педагогическая идеология
Аннотация

Рассмотрены вопросы продвижения общенациональных ценностей среди студенческой молодежи в контексте педагогической идеологии. Авторы убеждены в том, что понимание идеологии не сводится к политике и стандартам социальности. По их мнению, идеология шире, чем средство легитимации властных претензий или политической экспансии, она означает наличие основной ценности. В педагогическом же контексте идеология есть набор социальных и педагогических ценностей для построения желаемого общества. В этом ключе продвижение социальных ценностей среди студенческой молодежи представляет собой системную совокупность средств для реализации педагогических целей и формирования социальных идеалов. В эпоху глобализации социальные ценности претерпевают значительное переосмысление. В этом контексте проблема общечеловеческих и национальных ценностей должна решаться в их диалектическом единстве. С таких позиций авторы провели сравнительное исследование уровня приобщенности к социальным ценностям представителей университетов России и Казахстана. Чуть подробнее авторы изложили особенности формирования социальных ценностей в Казахстане, где сегодня на национальном уровне задана система социальных ценностей, которая была изложена в программной статье Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Данная программа, известная как программа духовного возрождения «Рухани жаңғыру», стартовала в 2017 году, но до сих пор ценностным установкам программы «Рухани жаңғыру» не дана педагогическая интерпретация, которая позволила бы представить целостную концептуальную картину их продвижения в университетской среде. Об этом свидетельствует ряд исследований, в числе которых изучение и анализ различных публикаций в средствах массовой информации (СМИ, центральные и областные газеты), опрос преподавателей и студентов ряда университетов России и Казахстана. Результаты исследований, подробно изложенные в данной статье, позволили авторам сделать выводы о целесообразности разработки целостной концепции продвижения ценностных установок программы «Рухани жаңғыру» в университетской среде. Отвечая требованиям педагогической идеологии, предлагаемая концепция может быть применима в любом вузе России и Казахстана с определенной долей ее адаптации к конкретным условиям каждого отдельно взятого университета

Страницы
1365–1387
DOI
10.17516/1997-1370-0826
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/144202

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).