Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Цифровые платформы в российском высшем образовании

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (8)
Авторы
Шевелева, Н. А.; Васильев, И. А.
Контактная информация
Шевелева, Н. А.: Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, Санкт-Петербург; Васильев, И. А.: Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, Санкт-Петербург
Ключевые слова
digitalization of education; educational platforms; educational services; educational resources; online courses; university competition; academic mobility; additional programs; цифровизация образования; образовательные платформы; образовательные сервисы; образовательные ресурсы; онлайн-курсы; дополнительные программы; конкуренция университетов; академическая мобильность
Аннотация

Процессы активной цифровизации разных отраслей российской экономики повлияли на сферу высшего образования. Существование многих цифровых образовательных платформ для размещения онлайн-курсов является реальностью. При кажущейся очевидности институт цифровой образовательной платформы пока не исследован должным образом. Не существует полноценного понятия «цифровая образовательная платформа» с позиции юридической оценки ее природы. Платформа – набор сервисов или что-либо иное? Оказывает ли платформа услуги? Несет ли платформа ответственность за доступ пользователей и содержание? Системно в юридической науке пока не были рассмотрены разные виды таких платформ, создаваемых «сверху» и «снизу». Представителем первой модели является «Открытое образование», в появлении и существовании которого имеет интерес публичный субъект. К создаваемым «снизу» могут быть отнесены частные платформы, такие как «СберУниверситет» и «Лекториум», имеющие несколько направлений взаимодействия с пользователями и претендующие на свое место в системе высшего образования. Сосуществование образовательных платформ не исчерпывается конкуренцией между ними. Платформы меняют систему образования: среднего, высшего, дополнительного. Поэтому нуждаются в прогнозировании риски дальнейшего проникновения платформенной реальности в высшее образование. Существование образовательных платформ оказывает влияние на прежнюю систему образования. Первыми подвержены такой трансформации субъекты образования: университеты, преподаватели. Российские университеты активно работают над расширением предложения цифровых аналогов классических учебных дисциплин, а также курсов для формирования востребованных сегодня компетенций. Это становится новым образовательным направлением для вузов. Благодаря нормативному праву зачета онлайн-курсов происходит дифференциация университетов на предлагающих учебный контент и пользующихся таким контентом. Преподаватели теперь конкурируют в открытом пространстве, когда любая классическая учебная дисциплина может быть заменена онлайн-курсом. В завершение отмечены перспективы перехода высшего образования от формализованного к учитывающему неформальные составляющие

Страницы
1156–1170
DOI
10.17516/1997-1370-0918
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/147471

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).