Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Национальная специфика игрового конструирования белорусского познавательного телепространства

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (11)
Авторы
Гладко, М. А.
Контактная информация
Гладко, М. А.: Минский государственный лингвистический университет Республика Беларусь, Минск
Ключевые слова
белорусское телевидение; документальные передачи; научно-информационные передачи; коммуникативные стратегии; тактики; игра; реальность; аттракцион; television; documentaries; scientific information programs; communication strategies; tactics; game; play; reality; attraction
Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики игрового конструирования белорусских познавательных телевизионных текстов. Важным инструментом реконструкции события и явлений действительности становятся игровые механизмы, формирующие текстовое пространство. Цель статьи состоит в установлении особенностей содержательно-смыслового, композиционного, тактико-стратегического и языкового конструирования игрового пространства в белорусских познавательных текстах. Материал исследования составляют 400 культурно-просветительских и научно-информационных телепередач, транслируемых Белтелерадиокомпанией в период с 2010 по 2021 годы. Научная новизна состоит в том, что впервые выявлены особенности познавательного текстового пространства телевидения как игрового; описан репертуар и функции тактик, реализующих стратегию монтажа реальности. Установлено, что игра находит различные, генетически не свойственные познавательным текстам средства репрезентации – «аттракционы», формирующие реальность. В результате познавательный текст конструирует особую реальность посредством коммуникативной стратегии монтажа реальности, которая эксплицируется тактиками монтажа «аттракционов» действительности; встраивания фактологической информации в калейдоскоп «аттракционов»; моделирования или фокусирования трудностей, конфликта. Зафиксированы функции игры – игра выступает как средство национальной идентификации, выполняет воздействующую и аттрактивную функции. Выявлены типы игровых сверхфразовых единств – «аттракционов», особенности их сочетания; доминантные языковые средства, оформляющие тактики, реализующие стратегию монтажа реальности. Автор делает вывод о том, что знание в познавательных текстах телевидения трансформируется в легкие, яркие высказывания, нацеленные не на познание и размышление, а скорее на переживание «другой» (нереальной для зрителя) реальности и повышение градуса развлекательности. Работа вносит вклад в развитие медиалингвистики, лингвокультурологии, прагматики. Материалы исследования могут применяться на занятиях по теории массмедиа, языку средств массовой коммуникации, прагматике

Страницы
1585–1597
DOI
10.17516/1997-1370-0938
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/148779

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).