Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Семиотика немецкой тетралогии Рихарда Вагнера: языковые и музыкальные коды

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (11)
Авторы
Модестов, Ф. А.; Куликова, Л. В.; Попова, Я. В.
Контактная информация
Модестов, Ф. А.: Университет Моцартеум Австрия, Зальцбург; Куликова, Л. В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Попова, Я. В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
семиотическая система; опера; либретто; музыкальный знак; интонация; лейтмотив; semiotic system; opera; libretto; musical sign; intonation; leitmotif
Аннотация

Статья посвящена комплексному описанию музыкального языка Рихарда Вагнера как сложной семиотической системы, представляющей собой единство двух знаковых систем, музыки и вербального языка. Для исследования знаковой природы либретто и музыкальной партитуры на материале одного из ключевых произведений немецкого композитора, оперной тетралогии «Кольцо нибелунга», применяется мультимодальный аналитический подход. Лингвосемиотический анализ монологов, диалогов, полилогов и авторских ремарок, формирующих либретто, позволил охарактеризовать его как семиотическое пространство взаимодействия вербальных, невербальных знаков, а также знаков смешанного характера и выделить языковые средства их актуализации. Музыка произведения Вагнера как семиотическая система базируется на детально разработанном композитором принципе лейтмотивного развития, в основе которого находится лейтмотив как доминирующий семиотический конструкт. Под лейтмотивом в работе понимается относительно краткий музыкальный оборот, многократно повторяющийся на протяжении музыкального произведения и служащий обозначением или характеристикой определенного лица, предмета, явления, эмоции или отвлеченного понятия. Анализ нотного текста партитуры тетралогии «Кольцо нибелунга» позволил выделить знаки, репрезентируемые различными музыкальными лейтмотивами, которые характеризуют конкретных персонажей, выражают их чувства, физические и эмоциональные состояния, отражают взаимодействие героев, определяют сложный символический, мифоритуальный контекст опер цикла. Кроме того, было отмечено, что в партитуре композитором применяются приемы интонационной драматургии, связанные с изменением знаков-лейтмотивов в структурно-семиотическом аспекте, выдвижением на первый план драматургического развития, предусмотренного линией либретто

Страницы
1619–1636
DOI
10.17516/1997-1370-0941
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/148782

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).