Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Катализаторы оценки: как распознать оценочные смыслы

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (11)
Авторы
Нефедов, С. Т.
Контактная информация
Нефедов, С. Т.: Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, Санкт-Петербург
Ключевые слова
язык оценок; имплицитная оценка; эксплицитная оценка; научная коммуникативная практика; катализатор оценки; evaluation language; implicit evaluation; explicit evaluation; scientific communicative practice; evaluation catalyst
Аннотация

В статье фокусируется проблема латентной оценочности языковых выражений, имеющая важное значение для социокоммуникативной теории оценки, лингвистики скрытых смыслов, инференциальной прагматики. Теоретико-методологическая опора процедур анализа на данные исследовательские направления позволяет установить, что оценка «паразитирует» на целом ряде языковых средств, которые исходно в системно-языковом плане не имеют оценочной функции. К числу таких средств относятся, например, отрицание, модально-эпистемические компоненты, коннекторы, конъюнктив, модальные глаголы, другие эгоцентрические слова и выражения, соотнесенные с субъектом дискурса и маркирующие его присутствие в социальной интеракции. Показано, что все они в употреблении способны актуализировать скрытую оценочность текстовых высказываний. При этом мы исходим из того, что данные средства, так же как и непосредственные носители оценочных значений – оценочные лексемы, обнаруживают в своих речемыслительных основаниях на уровне значения глубинные семантические связи со сравнением. Поэтому их включенность в имплицитное выражение оценки закономерна. Выявленное сходство в функционировании позволяет объединить их в отдельной категории катализаторов оценки. Впервые в лингвистическом анализе конституируется теоретическая оппозиция носители / катализаторы оценки, позволяющая получить более полную и системную картину вовлеченных в оценку языковых средств. Научная задача распознания скрытых оценочных смыслов решается на материале корпуса немецкоязычных лингвистических статей. В результате показано, как в контекстах научно-исследовательской практики катализаторы оценки направляют оценочную интерпретацию научных утверждений

Страницы
1699–1712
DOI
10.17516/1997-1370-0945
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/148786

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).