Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Разработка тренажёра виртуальной реальности получения практических навыков ремонта и разбора фонтанной арматуры

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (3)
Авторы
Астрашабов, А. Е.; Румянцев, М. В.; Пиков, Н. О.; Санин, А. Ю.; Зайнетдинов, Ш. М.; Лаури, И. И.; Солопенко, Н. С.; Колесников, С. А.; Денисова, А. А.; Данилова, К. А.; Барышев, Р. А.
Контактная информация
Астрашабов, А. Е.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Румянцев, М. В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Пиков, Н. О.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Санин, А. Ю.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Зайнетдинов, Ш. М.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Лаури, И. И.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Солопенко, Н. С.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Колесников, С. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Денисова, А. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Данилова, К. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Барышев, Р. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
VR‑технологии; VR‑тренажёр; 3D‑модель; виртуальная обучающая среда; интерактивность; современные образовательные технологии; инженерное образование; обучение; VR technologies; VR simulator; 3D model; virtual learning environment; interactivity; modern educational technologies; engineering education; training
Аннотация

Представлен опыт разработки тренажёра виртуальной реальности в нефтегазодобывающей отрасли для получения практических навыков работы со сложным и труднодоступным оборудованием. В сфере нефтегазодобычи одним из таких устройств является фонтанная арматура, на основе которой был разработан VR‑тренажёр. В процессе обучения пользователь помещается в виртуальную среду, в которой взаимодействует с компонентами фонтанной арматуры и с инструментами, необходимыми для её обслуживания. В тренажёре реализованы три сценария и 13 этапов ремонта конструктивных компонентов фонтанной арматуры, в статье представлен их краткий обзор. Обучающий тренажёр разработан на базе кросс-платформенной среды разработки «Unity». Система его работы была испытана с помощью очков виртуальной реальности Oculus Quest 2. С помощью технологии фотограмметрии достигнуто соответствие размеров используемых 3D‑моделей габаритам реальной фонтанной арматуры. Пространство виртуальной реальности моделируется панорамой 360 градусов, что дает возможность обучающемуся полноценно ощущать себя в виртуальной среде, ассоциируя её с реальным миром. Применение тренажёров виртуальной реальности имеет высокую экономическую эффективность, способствует повышению эффективности теоретической части обучения

Страницы
481–493
EDN
OMYRGD
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/149956

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).