- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (4)
- Авторы
- Дробышева, Е. Э.
- Контактная информация
- Дробышева, Е. Э.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой Российская Федерация, Санкт-Петербург
- Ключевые слова
- architectonics of culture; axiosphere of culture; irony; post-irony; modern art; contemporary art axiology; «Black Square» by Malevich; Charlie Brooker’s «Black Mirror»; Ruben Östlund’s «The Square»; архитектоника культуры; аксиосфера культуры; ирония; постирония; современное искусство; аксиология современного искусства; «Черный квадрат» Малевича; «Черное зеркало» Брукера; «Квадрат» Эстлунда
- Аннотация
В фокусе исследовательского внимания – сто лет истории современного искусства, условно – от живописной работы «Черный квадрат» Малевича (1915) до британского сериала «Черное зеркало» Брукера (2011) и фильма «Квадрат» Эстлунда (2017). Целью является анализ аксиологических оснований современного искусства. Актуальность избранного дискурса обусловлена, во‑первых, его непреходящей значимостью, во‑вторых, серьезными подвижками в архитектонике культуры – от новейших технологий как фактора культурного развития до порождаемых ими ментальных перверсий. На основании анализа предложенных произведений в качестве основных аксиомаркеров в области актуальных художественных практик выделены формальные, экзистенциальные и институциональные ценности. К первым предлагается отнести ценности новизны, соответствия современным технологическим платформам, ко вторым – сложно соблюдаемый микст толерантности и индивидуальности (в части соблюдения privacy), к третьим – ценности подлинности и мультипликативности. Делается вывод о том, что, несмотря на иронический пафос постмодерна, искусство все равно остается пространством поисков новых ценностных конфигураций, репрезентирующих актуальную культурную архитектонику
- Страницы
- 625–632
- EDN
- FXGVOO
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150061
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).