Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Икона Литургия: «Иже херувимы» как репрезентант идентичности Никиты Григорьевича Строганова

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (7)
Авторы
Ворошин, С. Д.
Контактная информация
Ворошин, С. Д.: Южно-Уральский государственный университет Российская Федерация, Челябинск
Ключевые слова
Русское Позднее Средневековье; стержневые концепты идентичности; культурная идентичность Никиты Григорьевича Строганова; строгановская икона; Благовещенский собор Сольвычегодска; Russian Late Middle Ages; core concepts of identity; cultural identity of Nikita Grigoryevich Stroganov; Stroganov icon; Annunciation Cathedral in Solvychegodsk
Аннотация

В исследовании выявляются стержневые концепты Православной идентичности промышленника, предпринимателя и покровителя церковного искусства Никиты Григорьевича Строганова (1560–1616) в контексте их отражения в иконописном убранстве Благовещенского собора Сольвычегодска. Новизну работе придает необходимость впервые охарактеризовать эти концепты как основу формирования сложной многоуровневой идентичности людей той эпохи. Основой культуры Н. Г. Строганова стали: религиозность, книжность, образованность в вопросах церковного искусства, семейные ценности, дух предпринимательства, приверженность ключевым идеологемам времени, разделяемым элитой государства. Культурной доминантой идентичности Никиты Строганова было Православие. Поскольку содержание и расположение икон в храме отражало систему религиозной идентичности, источником исследования стала Литургия: «Иже херувимы», композиция которой отображает иерархичное понимание устройства мира православным человеком того времени. Так как Никита Строганов выступал главным заказчиком иконописного убранства собора, включая иконостас, автор впервые раскрыл сопричастность личности промышленника достижениям православной культуры, осмысление им феномена святости и путей ее достижения, в том числе за счет поддержки церковного искусства. В качестве репрезентативных источников, помимо иконостаса, привлечены иконы «Иже херувимы», «Богоматерь Гора Нерукосечная, с припадающими святыми Никитой и Евпраксией», «Складень трехстворчатый, с изображением Никиты Воина в среднике и жития святого на створках» (Мастер Прокопий Чирин) и др. В результате выявлено, что, продолжая дело основателя династии Аники Строганова как выдающегося ктитора своего времени, Н. Г. Строганов преуспел как покровитель иконописания. Фундаментом его воззрений на искусство были теологические представления, почерпнутые из книжных источников родовой библиотеки, одного из самых значительных частных собраний того времени. В результате под его покровительством родилось особое направление иконописания, которое отражало вкусы Никиты как заказчика. Его культурная идентичность играла в данном процессе фундаментальную роль. Имеются основания полагать, что именно благодаря его вкусам сформировался уникальный облик всего строгановского направления и были созданы шедевры мирового класса – иконы-миниатюры строгановского письма, подобные драгоценным произведениям искусства. Они составили золотой фонд русской иконописи последней четверти XVI – начала XVII вв.

Страницы
1127–1143
EDN
LVAYRE
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150824

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Меню