Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Лингвоаксиологическая модель идеального учителя в представлении преподавателей и студентов педагогического колледжа

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2024 17 (4)
Авторы
Васильева, С. П.; Васильев, А. Д.; Vasilievа, Svetlana P.
Контактная информация
Васильева, С. П. : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Российская Федерация, Красноярск; Васильев, А. Д. : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Российская Федерация, Красноярск; Vasilievа, Svetlana P.: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev Krasnoyarsk, Russian Federation; ; ORCID: 0000-0003-1091-4829
Ключевые слова
учитель; профессиональные качества; модель; ценность; семантическое поле; семантический гештальт; teacher; professional qualities; model; value; semantic field; semantic gestalt
Аннотация

Статья посвящена описанию результатов социолингвистического эксперимента среди педагогов и выпускников педагогического колледжа. В условиях реформирования образования в России важно проанализировать сложившуюся ситуацию и степень включенности представителей педагогической профессии в процессы обновления. В этих условиях актуальной становится передача профессиональных ценностей новому поколению педагогов. Целью данного исследования является построение модели идеального учителя в представлении преподавателей и студентов педагогического колледжа г. Канска Красноярского края. Данная цель может быть реализована в результате социолингвистического эксперимента в форме анкетирования. Анкета предполагает назвать 10 качеств идеального учителя и расположить их в иерархическом порядке по степени значимости. Основанием выбора языковых единиц для построения модели послужило свой ство слова транслировать языковую ментальность, обусловливающую лингвоаксиологический аспект. В результате сопоставления ценностей-качеств идеального учителя в представлении, с одной стороны, преподавателей, с другой стороны – студентов, определяется степень интериоризации, присвоения обучающимися профессионального опыта. В результате проведенного эксперимента установлено, что основой модели идеального учителя являются семантические поля: Профессиональные качества, Личностные качества и их семантическое наполнение. При описании модели идеального учителя в представлении преподавателей и студентов педагогического колледжа выявлены совпадения ценностей-качеств педагогов и выпускников, составляющие 89 %, что соответствует высокой степени интериоризации профессиональных ценностей обучаемыми в рамках педагогического дискурса педагогического колледжа

Страницы
652–665
EDN
BSTWWL
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152826

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).