Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Понятие «региональная визуальная культура» в современной теории культуры и искусства

Полный текст (.pdf)
Дополнительные материалы
Приложение 1 (.pdf, 1.5 Мб)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2024 17 (4)
Авторы
Бородина, М.А.; Сергеева, Н.А.
Контактная информация
Бородина, М.А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Сергеева, Н.А. : Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
визуальная культура; визуальный образ; теория искусства и культуры; жанры изобразительного искусства; исторические сюжеты; живопись Красноярска; visual culture; visual image; theory of art and culture; genres of fine art; historical subjects; Krasnoyarsk pictorial art
Аннотация

В данной статье представлен обзор источников, авторы которых обращаются к исследованию визуальной культуры. Рассмотрены теоретические взгляды на визуальную культуру таких деятелей, как Клаус Хентшель, Ренцо Бальдассо, Герберт Баттерфильд, Уильям Джон Томас Митчел, Хэл Фостер, Лаура Малви, Джоен Бергер, Пал Миклош, Дьерд Кепеш, Ханс Бельтинг, Готфрид Бём, Хорст Бредекамп, Даниил Пивоваров и Владимир Жуковский. Визуальная культура рассмотрена как сфера культуры, где идеалообразование происходит в форме создания, сохранения и трансляции эталонов в визуальной форме, то есть в форме, состоящей из визуальных знаков. В практической части статьи обсуждается один из актуальных вопросов современной теории культуры и искусства – проблема определения жанровых границ в произведении изобразительного искусства. Для анализа данной проблематики выбраны репрезентирующие красноярскую визуальную культуру живописные произведения, написанные на исторические сюжеты. Историческая живопись, представляя наиболее сложные формы художественной образности, имеет значительный репрезентативный потенциал, раскрывающий в исследовании всю совокупность признаков конкретной региональной визуальной культуры. В качестве теоретических оснований настоящего исследования приняты ключевые положения эстетики Б. Кроче о значении в жанровой дифференциации не материального статуса произведения и его внешних формальных характеристик, а содержательных факторов, раскрывающихся умозрительно в процессе восприятия произведения, а также ключевые положения теории М. М. Бахтина о прагматической ориентации жанра в качестве коммуникативной культурологической и философской категории. Методологическим основанием послужили концептуальные положения теории художественной культуры и теории изобразительного искусства В. И. Жуковского, Н. П. Копцевой и Д. В. Пивоварова. Эмпирическое исследование основывается на источниковедческом анализе произведений изобразительного искусства Красноярска XX – начала XXI веков, соотносимых с жанром исторической живописи. Художественные образы выбранных живописных произведений проанализированы средствами философско-искусствоведческого анализа

Страницы
737–750
EDN
SJJEGO
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152833

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).