Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Стратегия легитимации нецензурной лексики в публичном дискурсе как реализация деструктивной идеологии

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2024 17 (5)
Авторы
Евсеева, И. В.; Славкина, И. А.
Контактная информация
Евсеева, И. В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Славкина, И. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
русский мат; публичное пространство; технология «Окно Овертона»; стратегия легитимации; тактики речевого воздействия; товары народного потребления с нецензурными надписями; Russian obscenities; public space; Overton Window technology; legitimation strategy; speech influence tactics; consumer goods with obscene inscriptions
Аннотация

Рассматривается стратегия легитимации использования нецензурной лексики в публичном пространстве как реализация деструктивной идеологии, подрывающей национальные основы РФ. Показано пошаговое действие технологии «Окно Овертона», внедряющей в сознание людей с конца ХХ в. мысль о том, что мат в русском языке исторически обусловлен и является неотъемлемой частью культуры русского народа. Применение этой технологии с целью планомерной вульгаризации русского языка, говорит о том, что русский язык выступает одной из мишеней информационно-психологической войны, ведущейся против РФ. Одним из ярких примеров доведения технологии «Окно Овертона» до финального этапа является использование сегодня нецензурной лексики на товарах народного потребления при их широком распространении через маркетплейсы. На материале современных текстов-описаний к товарам народного потребления с нецензурными надписями, размещенных в интернет-магазине Wildberries, выявлена манипулятивная стратегия легитимации русского мата, реализованная посредством ряда тактик речевого воздействия. Отношение молодежи к товарам народного потребления с «матерным принтом» осуществлено посредством анализа и лингвистического описания результатов проведенного анкетирования студентов. Результаты исследования могут быть применены в образовательном процессе при реализации учебных курсов коммуникативной направленности и дисциплин, отображающих состояние современного русского языка, а также при проведении лингвистической экспертизы текстов, содержащих нецензурную лексику

Страницы
963–976
EDN
WYNAIS
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152899

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).