- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2025 18 (8)
- Авторы
- Михайлов, Д.А.; Тернов, Н. М.
- Контактная информация
- Михайлов, Д.А. : Новосибирский государственный технический университет Российская Федерация, Новосибирск; Тернов, Н. М.: Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва Республика Казахстан, Астана
- Ключевые слова
- ideology; de-ideologization; legitimacy; elections; positional and valence issues; D. Easton; crisis; 90s; идеология; деидеологизация; легитимность; выборы; позиционные и поливалентные вопросы; Д. Истон; кризис; 90-е
- Аннотация
В статье рассматривается проблема воспринимаемой легитимности, которая находится в центре внимания современной политической социологии, исследующей деидеологизацию российского политического процесса в период с 1991 по 2012 год. Два аспекта определяют теоретические рамки исследования. Первый – различие позиционной и валентной проблематики в стратегиях избирательных кампаний. Второй – типология легитимности Дэвида Истона, который выделяет идеологическую, структурную и личностную легитимность. Типология рассматривается с точки зрения перцептивного подхода к легитимности. Эмпирической основой исследования являются программные документы российских партий, а также концепции и лозунги избирательных кампаний. Материал анализируется и оценивается на наличие позиционной и валентной проблематики, воплощенной в слоганах с использованием методов Natural Language Processing. Сделан вывод о том, что в конце 1990-х годов в России наблюдался кризис идеологической легитимности, который в 2000-х годах сменился структурным. Если в начале 1990-х годов идеологические ценности были основой российской политики, то в 2000-х годах их сменила «структура», олицетворяющая «вертикаль власти» во главе с президентом
- Страницы
- 1633–1642
- EDN
- NKKZWU
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/156704
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).