Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Цифровая межкультурная компетентность будущих преподавателей: опыт формирования в Урало-Сибирском регионе

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2025 18 (10)
Авторы
Савельева, Н. Х.; Сазонова, Н. В.
Контактная информация
Савельева, Н. Х.: Уральский федеральный университет Российская Федерация, Екатеринбург; Сазонова, Н. В.: Уральский федеральный университет Российская Федерация, Екатеринбург
Ключевые слова
competence; digital competence; culture; intercultural competence; digital intercultural competence; the would-be lecturer; компетенция; цифровая компетенция; культура; межкультурная компетенция; цифровая межкультурная компетенция; будущий преподаватель
Аннотация

Статья посвящена исследованию цифровых межкультурных компетенций будущих преподавателей. Основная цель статьи – теоретическая разработка и обоснование педагогической модели, обеспечивающей формирование цифровых межкультурных компетенций будущих преподавателей. В статье представлены эмпирические результаты по исследуемой проблеме. Процесс формирования цифровых межкультурных компетенций осуществляется в рамках педагогической модели, основу которой составляют межкультурные тренинги, межкультурная медиация, цифровая или частично цифровая учебная деятельность. Практико-ориентированным инструментом модели является технология формирования цифровых межкультурных компетенций будущих преподавателей. Экспериментальная работа проводилась на базе Уральского федерального университета (Екатеринбург); Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург); Челябинского государственного университета (Челябинск); Тюменского государственного университета (Тюмень) с 2021 по 2023 год. В экспериментальной работе принимали участие студенты направления подготовки «Педагогическое образование» (44.04.01), профиль «Иностранный язык» с 1 по 2 курс. Всего в исследовании приняли участие 250 студентов и 10 преподавателей иностранного языка. Технологический процесс реализации модели осуществлялся в соответствии с обоснованным комплексом педагогических условий. Данные, полученные в ходе диагностической деятельности во всех экспериментальных группах на начальном и заключительном этапах, зафиксировали повышение уровня сформированности цифровых межкультурных компетенций по всем критериям. Кроме того, результаты, полученные в группе 5, свидетельствуют об эффективности применения комплекса выделенных организационно-педагогических условий. Все выявленные организационно-педагогические условия обеспечивают эффективность реализации представленной педагогической модели формирования цифровых межкультурных компетенций будущих преподавателей

Страницы
2100–2110
EDN
PRVEXP
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/157523

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).