Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Развитие креативности школьников в процессе инкультурации

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2014 7 (12)
Авторы
Кыштымова, И.М.
Контактная информация
Кыштымова, И.М.:Иркутский государственный университет Россия, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
Ключевые слова
enculturation; creativity of schoolchildren; A psycho-semiotic model of educational environment in school; инкультурация; креативность школьников; психосемиотическая модель образовательного пространства школы
Аннотация

В статье аргументирован тезис о продуктивности инкультурации для развития креативности школьников. Обозначены основные представления о творчестве и креативности, маркированы их противоречия. Предложен подход к пониманию и развитию креативности, основанием которого являются представления психосемиотики, культурно- исторической и экзистенциальной психологии. Показано, что креативность представляет собой свойство личности, проявляющееся в реализации личностного смысла средствами культуры. Охарактеризованы оба компонента креативности. Показано, что развитие креативности связано со смысловой динамикой и формированием сигнификационных умений выражения смысла средствами знаковых систем. Обосновано представление об образовательном пространстве как системе, находящейся в отношениях гомоморфизма с культурой как базовой системой и личностью. Показана зависимость смыслового развития школьника от того, ценности каких структурных компонентов культуры транслирует образовательное пространство. Описана онтологическая структура культуры. Представлено значение ее ядерного образования – камертонной культуры, которая транслирует смыслы посредством прецедентных текстов. Раскрыта роль камертонной культуры в процессах развития креативности. Высказано суждение, что культурная эклектика, когда в образовательном пространстве транслируются ценности разных структурных компонентов структуры, обусловливает непредсказуемость развивающего эффекта. Раскрыто содержание понятия «инкультурация». Показано, что она составляет основу механизма развития креативности. Описана психосемиотическая модель образовательного пространства школы, направленного на развитие креативности школьников

Страницы
2110-2124
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/16576

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).