Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Горизонты понимания в методологии социально-гуманитарного познания

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2010 3 (5)
Авторы
Викторук, Е.Н.; Черняева, А.С.
Контактная информация
Викторук, Е.Н. : Сибирский государственный технологический университет , Россия 660049, Красноярск, пр. Мира, 82; Черняева, А.С. : Сибирский государственный технологический университет , Россия 660049, Красноярск, пр. Мира, 82 , e-mail:
Ключевые слова
socially-humanitarian cognition; cognitive tools; scientific rationality types; semiotic, ontic, gnoseologic, praxeologic modi of understanding; models of understanding; "responsive" rationality; социально-гуманитарное познание; познавательные инструменты; типы научной рациональности; семиотический, онтический, гносеологический, праксеологический модусы понимания; модели понимания; «респонзивная» рациональность
Аннотация

In the given article we consider the conditions and perspectives of development of understanding. Evolution of understanding in capacity of cognitive tool is analyzed with a due consideration of change in the system of scientific knowledge. Authors describe and name stages of understanding development and define its determinants. Сorrelation between scientific rationality type and model of understanding was ascertained, and so, for the exploring of modern stage of understanding development the principles of postnonclassical rationality were researched. It was fixed, that modern scientific rationality can be treated as understanding one. As an example, we investigate the theory of responsive rationality by B. Waldenfels, where understanding exists as paradigm and synthetic model of understanding is revealed.

В данной статье рассматриваются условия и перспективы развития понимания. Эволюция понимания как познавательного инструмента исследуется в тесной связи с изменениями, происходящими в системе научного познания. Авторы описывают и именуют этапы развития понимания и определяют их детерминанты. Установлена корреляция типов научной рациональности и моделей понимания, поэтому для исследования современного этапа развития понимания были рассмотрены принципы постнеклассической рациональности. Выявлено, что современная научная рациональность может быть определена как «понимающая». В качестве примера рассматривается теория «респонзивной» рациональности Б. Вальденфельса, в которой понимание приобретает статус парадигмы, и проявляет себя синтетическая модель понимания.

Страницы
776-784
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/1798

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).