Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Стояние у креста. «Stabat Mater». Кантата композитора-митрополита Илариона (Алфеева). Сюжет и анализ

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (4)
Авторы
Лозинская, В.П.
Контактная информация
Лозинская, В.П.: Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
Ключевые слова
spiritual music culture; cantata; medieval Catholic sequence; polyphony; passacaglia; Russian folk songs; икона; духовная музыкальная культура; кантата; средневековая католическая секвенция; полифония; пассакалия; русская народная песенность
Аннотация

В XX столетии происходили открытия во всех областях культуры славянских народов, древность и богатство вклада которых в мировую культуру заслуживает пристального изучения. Выдающиеся мастера XX–XXI веков в своём творчестве обращались к жанрам западноевропейской музыки эпохи барокко и классицизма (оратория, кантата, большой концерт, соната, квартет, романс). Вместе с тем заметна их опора на достижения отечественных музыкантов XIX столетия. Произведениям композиторов свойственны расширение лексической основы музыкального языка, использование фольклора, внедрение современной техники композиторского письма. Творчество митрополита-композитора Илариона (Алфеева) – самобытное явление в истории мировой и отечественной музыкальной культуры второй половины XX – первой половины XXI веков. В данной статье рассмотрена кантата «Stabat Mater» для солистов, хора и оркестра. Актуальность музыкальных сочинений Илариона Алфеева состоит в том, что большинство из них написаны на религиозные сюжеты, христианские тексты. Великие идеалы и образы Иисуса Христа и Богородицы нашли в его музыке совершенное и убедительное воплощение. В кантате «Stabat Mater» сохранены и получили новое развитие многовековые традиции культурной и духовной жизни России. Ценность его произведений в прочной связи с достижениями выдающихся композиторов XVIII–XX веков, а также в многостороннем претворении интонаций, ритмов западноевропейской музыки и русского народного фольклора в соединении с церковными песнопениями. Музыка композитора Илариона (Алфеева) яркая, могучая, суровая, в то же время её отличает тончайший лиризм. Она стала откровением не только искусства своей страны, но и всего мира. Его сочинения проникают в душу человека, они для всех и для каждого понятны и доступны

Страницы
485–493
DOI
10.17516/1997-1370-0228
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/70380

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).