- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (6)
- Авторы
- Войткевич, С.Г.
- Контактная информация
- Войткевич, С.Г.: Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Российская Федерация, Красноярск
- Ключевые слова
- F.M. Dostoevsky; M.S. Weinberg; A.V. Medvedev; Russian modern opera; librettology; Ф.М. Достоевский; М.С. Вайнберг; А.В. Медведев; современная отечественная опера; либреттология
- Аннотация
Статья посвящена вопросам взаимодействия литературного первоисточника и музыкальной драмы. Объектом научного интереса становится опера «Идиот», завершенная в 1986 году отечественным композитором Мечиславом Вайнбергом и поставленная на ведущих российских сценах в творческом сезоне 2016–2017 года. Либретто написано А.В. Медведевым по одноименному роману Ф.М. Достоевского. Музыкальная достоевистика начала зарождаться еще при жизни писателя. Она выражалась в использовании музыкальной терминологии в критике и научных исследованиях, касающихся литературных произведений Ф.М. Достоевского. В 1916 году С.С. Прокофьев создал оперу «Игрок», ставшую первым оперным прочтением прозы писателя, конгениальным литературному первоисточнику. С тех пор творческое наследие автора «Бесов» не раз привлекало внимание композиторов. Музыкальная достоевистика сегодня насчитывает более семидесяти сочинений в разных жанрах. Особый интерес представляют оперы, поскольку в них драматический и музыкальный тексты одинаково важны для передачи глубинных смыслов романов писателя. Специфика взаимодействия прозы и музыкальной драматургии в данной статье выявляется с использованием методов интертекстуального анализа, что сообщает актуальность обращению к данной теме. Либретто исследуется как важный компонент оперного сочинения в свете тенденций современной музыкальной науки. Рассматриваются приемы работы драматурга с литературным первоисточником. Выявляются внероманные тексты либретто, их источники; объясняется логика обращения создателей оперного «Идиота» к метатексту Достоевского и наследию других авторов в контексте художественного замысла. Определяются функции персонажей первого и второго плана действия, дается их краткая характеристика, обозначается роль в драматургии оперы
- Страницы
- 989–996
- DOI
- 10.17516/1997-1370-0622
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135375
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).