Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Специфика коммуникативной стратегии оценивания в американском и российском развлекательных телешоу

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (11)
Авторы
Иссерс, О. С.; Герасимова, А. С.
Контактная информация
Иссерс, О. С.: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Российская Федерация, Омск; Герасимова, А. С.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Российская Федерация, Санкт-Петербург
Ключевые слова
телевизионный дискурс; телешоу; коммуникативная стратегия; коммуникативная тактика; коммуникативное поведение; оценивание; TV‑discourse; TV‑show; communicative strategy; communicative tactic; traditional communicative behavior; assessment
Аннотация

На материале двух версий вокального телепроекта – американского “The Voice” и российского «Голос» – рассматриваются особенности коммуникативного поведения наставников проекта. Одной из основных коммуникативных стратегий в рамках американского и русского вариантов телевизионного развлекательного шоу является публичное оценивание участников проекта наставниками конкурса. Предметом исследования стали коммуникативные тактики, реализующие стратегию оценивания. Данные тактики анализируются в аспекте характеристик американского и русского коммуникативного поведения, представленных в ряде исследований (И. А. Стернин, Ю. Е. Прохоров, Т. В. Ларина, G. Althen). Среди основных черт американского коммуникативного поведения выделяются общительность, эмоциональность, открытость, коммуникативный демократизм, активная самопрезентация и др. К типичным русским чертам относятся общительность, эмоциональность, искренность, высокая оценочность, коммуникативная доминантность и др. При описании коммуникативных тактик учитываются такие факторы, как особенности формата телепроекта, публичность общения, собственный имидж наставников. По результатам исследования установлено, что самой популярной тактикой и в американской, и в российской версиях шоу является тактика «самопрезентация» (30 % примеров в каждом случае). Вторым по частотности коммуникативным приемом стала тактика «восхищение» (26 % и 15 % соответственно). Таким образом, стратегия оценивания и ее тактический арсенал, использованные в высказываниях, во многом определяются традиционными коммуникативными признаками, характерными для обеих культур

Страницы
1598–1608
DOI
10.17516/1997-1370-0939
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/148780

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).