Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Роль современных информационных технологий в профессиональной подготовке учителей-филологов (казахстанский опыт)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2025 18 (2)
Авторы
Жунисбаева, А. С.; Бегалиева, С. Б.
Контактная информация
Жунисбаева, А. С.: Казахский национальный университет имени Аль-Фараби Республика Казахстан, Алматы; Бегалиева, С. Б.: Казахский национальный университет имени Аль-Фараби Республика Казахстан, Алматы
Ключевые слова
information technologies; professional competences; competences; future teachers; digital Kazakhstan; IT; artificial intelligence; digital literacy; информационные технологии; профессиональные компетенции; компетенции; будущие учителя; цифровой Казахстан; ИТ; искусственный интеллект; цифровая грамотность
Аннотация

В статье рассматривается роль информационных технологий в образовательной деятельности, их влияние на формирование профессиональных компетенций будущих учителей. Проведённый анализ научных публикаций и эмпирическое исследование позволили определить, что использование цифровых инструментов значительно улучшает качество подготовки, способствует созданию интерактивных материалов и расширяет возможности для самостоятельного обучения. Особое внимание уделяется внедрению инновационных технологий, таких как искусственный интеллект и автоматизированные системы, что открывает новые перспективы для образовательного процесса. В государственной программе «Цифровой Казахстан» (2018–2024) акцентируется внимание на развитии человеческого потенциала в образовании, который проявляется через введение современных учебных программ в университетах, включая направления, такие как искусственный интеллект, анализ данных и облачные технологии. Это позволяет готовить профессионалов, востребованных на рынке труда. Увеличение числа грантов на обучение в сфере информационных технологий вдохновляет молодежь на выбор перспективных специальностей, а развитие онлайн-платформ делает качественное образование доступным даже для жителей отдаленных уголков страны. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью учебного процесса: использование электронных библиотек, интерактивных досок и виртуальных лабораторий делает обучение более увлекательным и результативным. Для создания равных возможностей активно развивается интернет-инфраструктура, обеспечивая школы доступом к Сети и внедряя дистанционные образовательные платформы, что особенно важно в условиях пандемий и других ограничений. Цифровизация управления образовательными учреждениями упрощает взаимодействие между учениками, родителями и педагогами: электронные дневники, журналы и системы контроля успеваемости делают процесс более прозрачным и управляемым (Государственная программа «Цифровой Казахстан»). Выявлены положительные изменения в применении ИТ в обучении будущих учителей, однако остаются вызовы, связанные с недостаточной подготовкой и инфраструктурными ограничениями. На основании полученных данных предложены рекомендации по дальнейшему развитию цифровых технологий в педагогической подготовке, что позволит повысить её качество и соответствие современным требованиям

Страницы
367–377
EDN
LOXFVT
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/154955

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).