Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Коммуникативная категория такта и ее репрезентация в профессиональных сферах общения

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2025 18 (10)
Авторы
Иссерс, О. С.
Контактная информация
Иссерс, О. С.: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Российская Федерация, Омск
Ключевые слова
категория вежливости; категория такта; профессиональный такт; медицинский такт; педагогический такт; медицинский дискурс; отзывы о медицинских услугах; коммуникативная компетенция специалиста; category of politeness; category of tact; professional tact; medical tact; pedagogical tact; medical discourse; reviews of medical services; communicative competence of a specialist
Аннотация

Рассматривается коммуникативная категория такта, обусловленная желанием говорящего не нанести ущерба эмоционально- личностной сфере собеседника. Цель исследования – анализ категории такта применительно к профессиональным сферам общения. Обсуждаются границы допустимого внедрения в личную сферу адресата представителей социальных институтов, а также возможность систематизации конфликтогенных ситуаций применительно к профессиональному общению. Эмпирическая база исследования сформирована путем направленной выборки из компьютерного корпуса текстов СМИ «Медиалогия», отзывов пациентов, размещенных на специализированных сетевых ресурсах и сайтах учреждений здравоохранения, отзывов о педагогах на тематических сетевых ресурсах. Используются методы дискурсивного и коммуникативно-прагматического анализа, для установления частотности коллокаций с лексемой такт применялись количественные подсчеты. Установлено, что профессиональный такт может быть описан через специфические для институциональной сферы дискурсивные маркеры, характерные для типичных коммуникативных ситуаций общения субъектов профессионального дискурса: темы, провоцирующие коммуникативные риски; приемы эвфемизации / дисфемизации (выбор слова), речевые акты, допустимые в условиях профессионального общения, и тональность коммуникации. На примере медицинского и педагогического общения выявлены семантические и прагматические признаки – триггеры конфликтогенных ситуаций, обусловленные несоблюдением личных границ адресата. Отмечается, что прогноз коммуникативного риска в условиях профессионального общения входит в компетенцию специалиста и требует ее целенаправленного формирования в период обучения. Результаты могут послужить основой для расширения исследований профессионального общения в аспекте категорий вежливости и такта на материале устных и письменных источников

Страницы
2022–2034
EDN
TDXVUP
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/157516

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).